Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Categories:

Сикхская секта Намдари

Религия сикхов, как и любая крупная религия, имеет свои ответвления -- секты. Одной из таких сект является секта аскетов Удаси (Udasi), но о ней я пока не напишу многого, потому что информации о них у меня пока недостаточно. Знаю только, что удаси берут своё начало с  подозрительного долгожителя Баба Шри Чанда (1494-1629). А вот с другой сектой, Намдари (Namdari), мы познакомились в Бангкоке, и я расскажу о ней, для общего сведения. Не для того, чтобы все читатели стали намдаристами, а для сравнения разных учений.

Намдаристы верят во всех сикхских гуру, начиная от гуру Нанака (1469-1539), заканчивая гуру Гобинд Сингхом (1666-1708) и в священную книгу этой религии. Однако, в отличие от остальных верующих, которые знают, что гуру Гобинд Сингх был тяжело ранен врагами-киллерами и умер в 1708 году, -- они считают, что Гобинд Сингх прожил ещё более ста лет после покушения, не оставаясь никому известным, причём под именем Baba Ajapal Singh, для конспирации, конечно. И в 1812 году (! в возрасте 146 лет) передал цепочку преемственности гуру некоему Балак Сингху (1797-62), когда тому было пятнадцать лет. Тёмная история передачи преемства такова:

«Когда он (Балак) подошел к реке, его ум был, таким образом, увлеченный медитацией. И тут он увидел Гуру Гобинд Сингха [уже 146-летнего, заметим] верхом на лошади в компании пяти сикхов. Он сразу понял, что это Гуру. Зная прекрасно, что было у него в голове, Гуру заявил: «До сих пор я держал мою личность в секрете, поскольку время уже сочтено, лучше не раскрывать его ...»»

Тот Балак и стал фактическим основателем секты Намдари. Примерно то же, что сейчас, например, Ленин -- оказывается Ленин ещё живой, не зря поют «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой», ему сейчас 145 лет, он придёт в гости, ну например к какому-то пионеру и тайно назначит его наследником и вождём всего пролетариата. Получается, что новоявленному лидеру секты было всего 15 лет (а Гобинду уже 146), ну и никаких документов о назначении в гуру, думаю, не имеется.

Тут же, назначив молодого парня новым гуру, суперстарец, конечно, умер. Генетической экспертизы не проводилось, а и провести сейчас нельзя, потому что покойников они сжигают. Замечу, что идея о том, что наш гуру не умер, а живёт в сокрытии и вот-вот появится в трудное время, или вот уже появился где-то спустя долгое время, -- эта идея популярна и встречается во многих религиях.

( Ещё я мог бы сказать, что тоже «видел» гуру Гобинд Сингха, потому что в Патне, на берегу Ганга, видел его двойника и даже сфотографировал его. Тот двойник специально добыл одежду, лук, меч и другие атрибуты, как у гуру, чтоб быть похожим, может быть зарабатывает как-то на этом. )

Тот парень Балак Сингх, вырос и основал секту, основанную на своей «преемственности». Но, отличие от своего предшественника, он не стал ждать своего 146-летнего юбилея, и в возрасте всего 65 лет также умер; следующим гуру он, вроде как, назначил Рам Сингха (род. 1816). http://en.wikipedia.org/wiki/Ram_Singh).

С ним-то весьма интересно. Он для намдарийцев очень важен; он жил в Британской Индии, вёл политическую деятельность, пропагандировал отделение от британцев, бойкот образовательной и судебной системы оккупантов, и при этом не-насилие (какой-то гибрид Ганди и Шри Ауробиндо и предшественник их). Британцы его постепенно изловили, арестовали и выслали из Индии в 1872 году в Рангон. Он, по википедии, умер в тюрьме в Бирме в 1885 году.

Этот Баба Рам Сингх рассматривается остальными сикхами как великий святой, реформатор и революционер. По мнению сикхской википедии, он никгода не провозглашал себя учителем и «святым гуру». Как оно было в реальности, не знаю.

(Некоторые намдарийцы, в том числе и встреченные нами сегодня, полагают, что он тоже до сих пор жив, ему двести лет, он где-то скрывается, вероятно в России, скоро вернётся и установит светлое будущее.)

Но преемственность он всё же передал, перед сокрытием, ещё одному, тот четвёртому, а тот передал цепочку гуруизма своему сыну Джаджит Сингху (1920-2012). Портреты этого уютного 90-летнего старичка висят в нескольких экземплярах в храме этой секты, на нового молодого ещё не успели заменить. Всего, получается, святых гуру у них -- примерно пятнадцать человек.

DSCN7482. DSCN7490
DSCN7484.DSCN7385-1
(на последней картинке -- Сатгуру Джаджит Сингх и маленькие картинки с портретами прежних гуру)

В своём учении намдарийцы отличаются от обычных сикхов тем, что ведут очень мирный, показательно мирный образ жизни. Ненасилие – их важный принцип. Мяса им тоже есть нельзя. Ходят они в белых головных уборах (см.фото), а часто вообще в белых одеждах. Кинжал они тоже  визуально на себе не носят. Бороду имеют, но не бесконечная она -- подстригают. Храм их (по крайней мере тот, что обнаружен в Бангкоке) визуально не похож на храм, это большой ангар, -- но всё обычно существующее в храме есть, священная книга (та же самая, Грантх Сахиб, что и у обычных). Столовая – в ней особые стандарты чистоты, сикх не может есть пищу, в приготовление которой вмешались не-сикхи. Поэтому автостопщикам помогать им в приготовлении пищи, и если зайти на кухню, они начинают громко кричать. Ещё у них не видно кинжалов, вероятно это следствие их пацифизма. Ещё, они не принадлежат к Хальсе -- классической военизированной общине сихков, и не повторяют слова после молитвы «Вахегуру джика хальса, Вахегуру джи ки фатех» [Всевышнему принадлежит община, Всевышнему принадлежит победа].

В перерождение они верят, как и другие сикхи, но не в закон кармы. Все последствия человек пожинает уже в этой жизни, непосредственно. Как и обычные сикхи, -- намдари часто занимаются бизнесом, поддерживают друг друга, и их община состоит из людей богатых, но не пузатых, в отличие от сикхов обычных.

Сегодня Антон Дряничкин, наш друг и лучший бангкокский гид, повёл некоторых обитателей своей квартиры в гости к сикхаскую секту Намдари, а собалось нас десять русских (а кто-то остался спать в жилище). Было две цели – поесть и узнать подробности об их учении. Стать членами секты мы, однако, не собирались. Поэтому только одна из нас (Карина-китай-чай) была в белой одежде, а остальные в разноцветной, в чём попало. Пришли к десяти утра, находится около метро «Asok». Служение там обычно по утрам, но в воскресенье самое большое.

Долгожительство, принятое у основателей их религии (Гобинд Сингх 146 лет, Рам Сингх 200, да и Баба Шри Чанд из секты Удаси прожил 135 лет) – это долголетие зримо проявлялось и у других членов общины. Большинство людей были на вид старше 50, многие мужчины и женщины старше 80, а также на колясках привезли каких-то почти столених старцев. Из мужиков половина были целиком в белом, даже носки белые, а кто-то только в белых рубашках, только мы разноцветные, к нам сразу появился интерес. Был и один обычный сикх, не в белом. Женщины были одеты по-женски, разноцветно, с покрытыми головами. Мужчины тоже покрыли голову. Все постепенно подъехали, расселись на полу на ковриках (кому за 90 – остались в колясках), началось служение.

Богослужение состояло из целого часа сикхской музыки с барабанами и гармошками и воспевания песен на языке пенджаби. Потом, встав за кафедру, выступил «имам» -- главный дед с небольшим отчётом о текущих делах, а дети затем с небольшой сцены зачитывали то ли песни, то ли свои сочинения, то ли цитировали святые писания. Потом другие старики произвели чтение-пение из священной книги на языке старопенджабском, как всегда, мало кому известном; на экранах транслировался текст и перевод и на английский, тексты были хорошими. Собралось в зале человек сто. Я фотографировал, никто не препятствовал.

DSCN7509
Это женская половина храма
DSCN7516
Это, типа, имам с проповедью или скорее отчетом о делах
DSCN7531
Это все встали, сейчас что-то будет слушаться
DSCN7499
Это музыканты.

После служения последовали в столовую. Отличие от обычных сикхов было такое – все сами себе накладывали блюда, какие кто хотел, из 12-ти разных видов, были также лепёшки, сладкое молоко и газировка двух видов, можно брать добавку и забирать с собой (для этого даются пакетики, и резиночки). Пообедав, я расспросил двух англоговорящих людей о вопросах секты, чем они отличаются.

Один пожилой человек объяснил – в сокращении и переработке привожу:

"Отличий от остальных сикхов мало, а основное одно: у тех нет живого гуру, Гуру – это книга, а у ней ничего не спросишь. А у них есть живой гуру, у него всё можно спросить и посмотреть на него. (Такую ж версию я слышал у памирских исмаилитов: «у мусльман-суннитов нет единого имама, у шиитов тоже сейчас нет имама, а у нас есть!» -- А.К.)

Следующего гуру выбирает предыдущий гуру.  А смысл религии только в одном – жить по истине, говорить только правду, чему учили и все пророки.

Гобинд Сингх не умер в 1708 году, он был ранен. Но история была сфальсифицирована моголами (мусульманскими правителями Индии), они это сделали, чтобы уничтожить религию сикхов. Но тот не умер, и молва из уст в уста передавала эту информацию. И Рам Сингх тоже не умер, это британцы фальсифицировали историю, изобразив, что сей борец за свободу умер в тюрьме. А он не умер, перебрался в Россию и мы ждём, когда он появится вновь
. (! Не Виссарион ли он? – прим.А.К.)

То же, что один прожил 146 лет, а другой двести, -- не так странно. Ведь в христианстве Иисус уже живёт две тысячи лет, и пророк Илия где-то живёт, и у мусульман-шиитов скрытый имам живёт уже тысячу с чем-то лет, и в Библии древние люди жили по 180-980 лет, и никто на это не жалуется.»

-- А вам сколько лет – спросил я?

-- А вот угадай, -- ответил старичок.

Я ответил «70» и не угадал. Оказалось, ему 82. Так что долголетие вполне любопытная штука, вокруг были деды постарше, но мы не спросили их возраст. Отчего дед стал намдаристом – тут всё просто, его родители тоже сикхи намдари, ну и он тоже.

Стали разговаривать с женщиной лет пятидесяти. Она сказала (приведу в сокращении):

«Я вообще была далека от сей религии, хотя мои родители были сикхами, но я жила в Австралии. Потом я увидела святого гуру Джаджид Сингха, и я вам скажу, что такого сладкого гуру я не видала ранее, очень хороший человек! Я заинтересовалась глубже. Когда переехала в Бангкок, я пришла в секту Намдари. Я никого тут не знала, во всем Таиланде, только знала про гуру Джадид Сингха. И я пришла сюда, они меня приняли как родные, и это теперь моя семья! Все меня тут любят, я хожу сюда каждую неделю. Вот возьмите пакеты, я вам положу еды, ребята, тут можно взять сколько угодно, ещё набирайте!
DSCN7538
Это столовая
DSCN7539
Мой собеседник, 82-летний старичок,
который рассказал, что Рам Сингх все еще живет, и тому 200 лет
DSCN7540
В центре -- еще одна наша собеседница, а справа от нее Карина, тоже в белом
DSCN7544
набирай -- кто что может взять!
DSCN7548
Дедушки
DSCN7534
За обедом
DSCN7536
В чём разница Намдари и обычных сикхов я не знаю, если честно. Но они такие хорошие люди! И учат тому же, чему учил Будда, Христос и прочие. Проблема в том, что большинство людей не соблюдает заветы своей религии. У меня в Австралии была хорошая подруга, христианка – мы с ней по воскрееньям ходили в католическую церковь. А тут я хожу сюда.»

Другие некоторые старцы, которых я старался расспросить, улыбались, но не проявили свойств разговора по-английски. На этом мы постепенно разошлись, и поехали на автобусе обратно в квартиру Дряничкина.

Выводы, которые можно сделать, я уже сделал, они такие:


  1. Многие люди и религии нуждаются в наличии живого гуру, имама, шейха, ламы, папы. Желательно при этом, чтобы он был безгрешным и мог давать советы на важные темы.

  2. Важно, чтобы гуру был преемником или инкарнацией предыдущего и т.д. – чтобы была цепочка преемственности до кого-то древнего, важного и известного.

  3. Если цепочка преемственности прерывается, использутся методы «ушёл в сокрытие», «второе пришествие», «жил в тайне, никому не показывался, а теперь пришло время», «живёт тысячу лет, но в тайне, и даёт советы своим избранным ученикам».

  4. Человек, оказавшийся на троне гуру, обычно – хороший и добрый дедушка. Он говорит всем окружающим о единстве всех религий, и о связи всех религий со своей собственной. Внутренние последователи, конечно, знают, что данный дедушка понимает Божий закон лучше всех остальных.

  5. В маленьких религиозных группах обед обычно разнообразнее, чем в больших.


Если из читателей есть последователи или специалисты по секте Намдари, то я с удовольствием выслушаю подробности и уточнения по тексту, или лично, или в комментах, а по возможности приглашу вас в гости (в Москве, осенью) для более подробного изучения вопроса!

Что-то я много в этом ЖЖ про сикхов уже написал. Ничего, скоро уже мы будем в Индонезии, там сикхских сект уже не будет, там уже расскажу про местных мусульман и про местных шейхов, мечети, вероучения и их ответвления.
 
Tags: Бангкок, Намдари, религиоведение, секты, сикхизм, фоты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments