Восточный Тимор (Тимор-Лесте) рос и постепенно бюрократизировался: сперва были введены визы, которые можно было получать в аэропорту или на наземной границе, теперь же для въезда по земле нужно заранее оформить разрешение по интернету, послав в Тимор-Лестийский МИД интернет-анкету, свои данные, копию паспорта, обратного билета, гостиничной брони и справку из банка: посещающий ТЛ турист должен быть относительно богат ($100 вообще + $50 на каждый день пребывания в стране). Мне после долгой переписки с ТЛ-МИДом дали нужную справку, правда перепутали там номер паспорта: упустили одну цифру. Надеюсь, что этого никто не заметит. На всяк случай я написал в ТЛ-МИД, на что мне ответили, "извините, в разрешение вкралась досадная опечатка, так что если будут какие-то вопросы, то звоните нам с границы!"
Отчего пол-тимора оказались такие независимые? Причина в том, что они вообще до середины ХХ века принадлежали Португалии. В отличие от остальной Индонезии, голландской колонии. Португалия отпустила Тимор, Индонезия его присоединила к себе для общей коллекции островов. Долго шла борьба за независимость, прежде чем полострова отошли от Индонезии в отдельную страну, вроде как самую бедную в Юго-Восточной Азии.
Интересно теперь будет сравнить Купанг, столицу индонезийской половины острова, и Дили, столицу независимой половины. Похожи ли там здания, люди, быт, еда? Менталитет народа, товары и цены в магазинах, автостоп и гостеприимство? Всё это мне надлежит сравнить, и вот я выгрузился из парома в порту Купанг. Паром шёл 18 часов, довольно медленно, но зато я мог отоспаться и понабирать свои некоторые тексты.
Купанг – столица провинции Восточная Нуса Тенгара, по-нашему говоря – областной центр. К Купангской области относится много островов вокруг, на самые крупные и средние из них тоже ходят паромы.
Причаливаем. Я мог бы, видимо, продолжить путь на восток вместе с водителями грузовиков, уже мне известными – кто-то шёл в Атамбуа, на границу с Тимором, а кто и в сам Тимор. Ещё паромом перевозилсь три лошади, может с ними тоже можно куда-то уехать. Интересно, лошади считались по кубометрам или по тарифу как пассажиры?.. Но для научного интереса и изучения города Купанга я оставил весь поток семерых супердальнобойных грузовиков, попрощался с ними и вышел из ворот порта. Было очень жарко, тут ещё оказалось – порт в 15 км от города, городской транспорт до порта не досягает.
Хорошо, долго идти не пришлось, подвёз сперва мотоциклист, а потом и маршрутка появилась. И вот я иду по очень жаркому центру города, в сторону своей вписки – я договорился о ночлеге через Couchsurfing. Мог бы, конечно, поступить уже простым и знакомым мне путём – пойти в мечеть, тем более что главмечеть как раз по дороге, и искать не надо, все меня там полюбят. Но интересно и заночевать по Couchsurfing’у, к кому же я попаду сегодня? Я сделал публичный запрос (public request), вы тоже так можете сделать, пишете в любой город – ау! Кто хочет, забирайте меня! И кто хочет, сам откликается, чтобы мне каждому индивидуально не писать. Отозвалась девушка 22-х лет, Аделаида, вот и посмотрим, какие у неё свойства, жилище, соседи и друзья.
В центре города было пусто, жарко и всё закрыто – виноваты длинные выходные. Я добрался до нужного района, меня встретили и провели в жилище. Аделаида жила в небольшом доме, вместе со своими родителями и одной младшей сестрой, в районе Айрнона. Местность вокруг казалась деревней. Обитатели вокруг были христиане, как и большинство жителей Тимора и Флореса. Христиан также развели вокруг собак, которые почти не встречаются в мусульманских частях Индонезии. В доме было электричество, а интернет испускал телефон Аделаиды. Кроме телефона, в жилище был ноутбук, старенький телевизор, рисоварка, мебель, четыре маленькие комнаты, собака, холодильник, а во дворе – колодец.
Весь Купанг страдает от обезвоживания, и почти в каждом дворе имеется колодец, ну или один на три-четыре двора. Дворы заборами не разъединены . Глубина залегания воды – от 10 до 25 метров. Воду тягают из колодца какими-то канистрами неудобными. Но часто бывает и моторчик, его иногда включают и воду подсасывают. Вероятно, в центре города есть водопровод, но его хватает не на всех.
Интересно, что поиски мест воды и копание колодцев – дело самих местных жителей, а делают они это с помощью лозоходства, или метода похожего на лозоходство. Я до сих пор не знаю, шарлатанство это или нет. Можно ли найти таким путём место залегания воды, нефти (я как-то по приколу на Ижицкой «Эльбе» искал нефть вместе с г-ном Кубатьяном, лет десять назад)? Непонятно, но отец Аделаиды показал мне, что берётся раздвоенный прут дерева, и человек ходит туда-сюда с этим прутом, и он якобы должен отклоняться или вертеться в местах, где залегают подземные воды. После того, как место определится, берут уже и копают вручную колодец, у них заняло это два месяца.
После скромного обеда (рис + подливка из бич-пакета) прошла экскурсия по району. Где что растёт, где что продают и т.д.. Познакомились с начальником «деревни», местного сообщества. Иностранец должен доложить своё наличие – или в полицию, или хотя б начальнику местного сельского общества. Такого ж типа мужик как тот, что разрешал наше поселение в Джокьякарте. Сельский староста.
Потом приехали на мотобайках друзья Аделаиды, мы покатились в город, осматривали его – ну город так себе, не похож на солидные яванские города. Скорее, собрание склеенных деревень. Много пьяниц. Ходить с местной жительницей по городу, конечно, сложновато, особенно для самой жительницы: во-первых, местные обычно не умеют быстро ходить, а во-вторых, они понимают, какие реплики вослед отправляют местные жители. Я один пройду в самые разные места смело, всё могу потрогать, понюхать и поглядеть, а с местным жителем сложней, местный будет стрематься, спрашивать разрешения, думать, что нельзя, неудобно, что люди подумают, что они скажут и пр. Но ничего, можно для разнообразия походить и с местн.жит., пофтокаться с разными обитателями Купанга:
на фото справа: Аделаида в своём доме
В городе много рынков, но цивилизация идёт -- строят большой гипермаркет. Есть посольство Тимора-Лесте. Население на вид 85% христиан, 10-15% мусульман. К вечеру, уже затемно, вернулись в комароопасное жилище Аделаиды, и я принялся расследовать сделанные фотографии. Завтра утром – на выезд на восток, на Атамбуа, а 24-го я должен въехать в Тимор-Лесте.