Антон Кротов (АВП) (a_krotov) wrote,
Антон Кротов (АВП)
a_krotov

Category:

Бали. Особенности долговременной жизни

Остался позади среди облаков туманный, облачный и жарко-солнечный Тимор – а почему ж он такой разный? потому, что большая разница в высоте в пределах одного острова, и пары, поднимающиеся с океана, сгущаются в районе вершин 2000+ метров, имеющихся на Тиморе, превращаются в облака, туманы и дожди даже. Такие тут и многие острова – поднимаясь из океана на два километра или больше, они порождают облака в своей верхней части.

Итак, Тимор остался позади, я наконец лечу на Бали. Из маленьких, но полезных советов читателям: если летите на самолёте, где положена еда – там почти наверняка есть и добавка, вторая порция еды, можно и третья. Часть пассажиров в полёте спят, не хотят есть, может и появляется эта еда с запасом, а повторно использовать её в другом рейсе никак нельзя, всё равно придётся выбросить, или скормить стьюардессам. Чтоб стьюардессы не полнели, нам просто важно в каждом рейсе брать дополнительную порцию еды, всё равно она пропадает.

Поэтому, как всегда, съев одну еду, я направился к стьюардессам за второй порцией, и она конечно же нашлась. А вот на третью порцию времени не хватило, потому что уже всё, подлетали к Бали. Три одинаквых порции можно успеть съесть в дальнем рейсе, когда через океан летишь.

Наконец, приземлились -- с задержкою, как и вылет. Аэропорт в Денпасаре большой и цивильный, выдача месячной-визы-по-прилёту – очень быстрое и вежливое, только давай $35, когда ж её отменят, наконец? Важный плюс VOA (визы-по-прилёту) в том, что она занимает не целую страницу в паспорте, а только полстранички, вместе с маленькими въездным и выездным штампиками – на одной странице можно две визы уместить.

Меня уже встречали временные жители острова: человек по имени Андрей с женой и с ребёнком, а с ним Аня, которая месяц назад помогала нам снимать Дом – она сейчас тут. Вечером в гости заехала Лиза из Новосибирска и другие знакомые. Ещё один странный человек тоже пришёл меня встречать, а некоторые потом уже написали в интернете, что приглашают тоже, но не разорваться же мне было. Андрей погрузил граждан в объёмистую машину и мы поехали в неведомый мне дачный балийский посёлок, в котором он снимал дом. Что-то похожее на мыс Фиолент, только от моря дальше – километра два с половиной.

Бали содержит довольно большую колонию русскоязычных граждан, которые залипают тут – кто годами, а кто только в зимний период. Даже долларовый кризис не ликвидировал эту популяцию, она лишь несколько подсохла. Как часто бывает, многие долгоживущие русские люди живут тут за счёт тех, кто приезжает на короткий срок. Кто-то выполняет свойства гидов, кто-то ясли содержит и за детьми следит, кто-то даже русским зубным врачом работает. Многие же занимаются удалённой деятельностью – программисты например. С другой стороны, этими долгоживущими людьми питается довольно большая прослойка местных жителей, оказывающих услуги иностранцам – начиная от аренды домов, мотоциклов и машин, и кончая иммиграционными услугами, как сделать так, чтобы тебе не нужно было никуда мотаться, а виза продлялась бы самостоятельно. (Такая балийская пищевая пирамида: со ста тысяч кратких посетителей кормится несколько тысяч долговременных жителей, а с них тянут деньги жители постоянные.) Всякие подробности, вопросы и ответы про балийскую долговременную жизнь на русском языке можно узнать, прочесть, спросить на форуме www.baliforum.ru.

Общее число русских на острове неизвестно – их сколько-то тысяч. Среди некоторых местных балийцев начало входить в моду изучение русского языка. Знание русского языка позволяет* получать +$100 к зарплате. (*Так говорят. Достоверность не проверена мной. Вероятно, имеются ввиду официанты, работники отелей или продавцы турпутёвок; продавец в обычном магазине и не заботится русским языком. Вообще, он с виду тут не так популярен, как в Патайе, Хургаде или в Анталье.)

Кроме русских, на острове зимуют многочисленные австралийцы и другие европейцы – всё же остров не такой русский, как тайские курорты. Вообще же интересно, что большое количество иностранцев возбудило целый рынок услуг по продлению и изготовлению долгосрочных виз. Ведь виза в Индонезию длится 1-2 месяца, потом нужно её продлять каждый месяц, а виза-по-прибытию продляется лишь один раз, потом нужно улетать. Можно потом снова прилететь, как я.

И что же? Многие люди оставляют паспорт продлятельной фирме, которая сама и носит ваш паспорт каждый месяц в иммигрейшен, на продление. Всего такая услуга стоит 2,8 миллиона ($220), и паспорт все эти полгода так и живёт в этой конторе, вы сами только перед вылетом его забираете. Больше полугода подряд и по такой тур.визе находиться нельзя, нужно вылетать из страны за новой визой. И что же? Есть и такая услуга в фирмах: вы отдаёте им свой паспорт, в нём появляется выездной штамп, ваш паспорт со всеми остальными пачкой везут в Австралию, где подают их на новую визу. Тамошние посольщики, не обращая внимания на то, что лично вас тут нет, -- клеют новую «социальную визу», паспорт привозят в аэропорт и знакомый подкупленный фирмой офицер ставит в него новый въездной штамп – добро пожаловать на Бали! Всё это время вы так и находитесь на острове, жаритесь на пляжах или на доске катаетесь в море, пока ваш паспорт такие выкрутасы проделывает, долларов за пятьсот -- или за сколько там найдёте подобную услугу.

Чтобы официально работать тут, нужно иметь рабочую визу, которая каждый месяц требует уплаты денег, и это тоже всё делается, за сто долларов в месяц вы уже плучаете право работать. И всё остальное, что связано с долгосрочным житьём на Бали, можно тут решить, ведь паспорта на улице не проверяют никогда, они нужны только при влёте и вылете.

Бали – остров довольно деньгососный, если сравнить с соседними островами. Снимать дом тут дороже, чем на Яве, и сильно дороже – 30, 40 миллионов рупий за год ($2000-3000 в год) может стоить тут жилище того же размера, что снимает Ян в Суракарте за 5 миллионов в год. А есть и более дорогие дома, те, что ближе к морю или к цивилизации.

Близ океана может быть и 80 миллионов в год, а верхнего предела роскоши и дороговизны нету, но читателю и не важно то. А важно, что как и на Яве, тут очень трудно снять жилище на месяц или на два месяца, или на полгода даже: говорят: снимай на год и плати за год сразу! Вот так-то. Балийцы больше готовы на то, чтоб дом их стоял пустой, чем сдать его на пару месяцев, и так по всей Индонезии.

Так что не думайте, что за 100-200 долларов вы поселитесь на месяц около моря в домике и будете по утрам купаться в волнах – то дороже обойдётся, или ищите соседние острова, или в Крым поезжайте, или тут снимайте на год и потом продляйте визу, как выше описано.

Но кроме того, что снимать дом тут дорого – не думайте, что тут расходами на дом и на визу закончится всё дело. Проблема Бали в том, что тут очень плохо развит общественный транспорт. Думаю, что правительство острова специально не спешит его развивать! В Денпасар-Бали (столице острова) есть несколько маршрутов редко ходящих автобусов, типа ТрансДжакарта, ТрансДжокья, -- но этот автобус имеет лишь двадцать остановок на весь город-гигант. Час едешь (3500 рупий) и приезжаешь в какую-то задницу. Если понравилось, можно обратно.

Маршруток в городе не видно, я и раньше это подмечал. Большинство жителей (включая иностранцев) пользуется мотобайками, а некоторые семейные арендуют машину. Это здесь самый надёжный способ перемещения по острову, на котором есть сотня дачных посёлков и городков. Потому как эти дачные посёлки, заставленные коттеджами и домиками, даже магазина могут не иметь – два-три километра бывает нужно идти до магазина, это вам не Джокьякарта с магазином на расстоянии вытянутой руки.

Аренда машины тут, к радости зимовщиков, недорога. На один день $50, на неделю по $25 в день, а на месяц три миллиона ($230) всего – это за довольно объёмистую машину, я сфотографировал, как выглядит и машина, и контракт на неё. Всё официально, и на английском языке. В случае Андрея никакого залога не имеется, уезжай на машине хоть в Бандар-ачех, хоть на Флорес, только за бензин плати. Даже если улетишь из страны, бросив машину где-нибудь в Медане, -- даже это возможно, но наверное второй раз уже в той же фирме тебе машину не дадут. Что же касается аренды мотоцикла / скутера, то тут это удовольствие начинается где-то от $50 в месяц, в зависимости от степени «убитости» транспортного средства; хороший же мотоцикл может стоить как и машина, по цене аренды.

Без машины и без мотоцикла перемещаться по Бали, повторяю, крайне затрудительно. Общественный транспорт специально недоразвит. В магазин сходить пару километров под палящим солцнем – пешком не радостно. И ещё потому, что нигде, кроме центра города, нет тротуаров, и идёшь и вокруг тебя проносятся эти мотоциклы, машины и туристические заказные автобусы, на них и написано «Заказной».

Редкие-редкие маршрутки просят такие деньги, до 20,000 за короткий рейс ($1,5), автостоп тут по городу плохой, иностранец никого не возбуждает и не удивляет. Можно вписываться в грузовички на перекрёстках, где они стоят на светофорах. А сколько тут интересных мест, куда вообще только на своём транспорте или с друзьями. Так что живя на Бали, транспортом обзавестись придётся, а вопросы о страховках, ДТП, иных расходах – все отправляйтесь на Балифорум (www.baliforum.ru).

Стоимость же пролетарских продуктов и услуг на Бали выше, чем на Яве (ну кто б сомневался, почти везде в мире она выше), -- и выше, чем на Ломбоке, Суматре, Флоресе даже. Бензин в обычную цену, чуть больше полудоллара за литр. А вот электричество оплачивается тут, как я видел, необычно: на счётчике есть цифры-кнопки, как на телефоне. Нужно сперва идти в банк, внести предоплату за свет, по 1500 рупий ($0,1) за киловатт-час. И получаешь, например, 65 киловатт за 100,000 рупий (500 рублей). Хорошо, получил квитанцию, теперь идёшь домой и вводишь многозначный код с этой квитанции в свой счётчик! И он понимает, что вот ещё 65 киловатт у тебя есть! На счётчике высвечивается не число потраченных, а число оставшихся оплаченных киловатт. Кончились киловатты, свет сам выключается, иди в банк!

Такая система для меня необычна, не видел такой раньше. На Яве у нас обычный счётчик, но как там платят за свет, мы пока не проверяли.

Те, кто увлекаются кондиционерами, наверное сами знают, что кондиционер жрёт больше электричества, чем остальные все вместе электроприборы. Некоторые, правда, не знают, встречаются и такие простаки иногда. «Выключай лампочку в прихожей! Свет очень дорогой, мы каждый месяц … платим!» -- кричит панически такой человек и бежит выключать энергосберегающую 10-ваттную лампочку, а потом на весь вечер и ночь включает мощные кондиционеры и морозит квартиру. Есть такие чудаки-граждане, и если вы из их числа – добавьте в цену жизни и это холодящее электричество.

Что касается продуктовых минимаркетов, цены там подняты, относительно Яванских, примерно на 10%. Газ и питьевая вода в бутылках 20-литровых тоже дороже, чем на Яве («у нас»). В больших супермаркетах на Бали я не был.

Итак: человек, зимующий на Бали, должен ввергнуть себя в расход, заранее подготовляю я своих читателей. Если на полгода ехать с «социальной» (продляемой) визой, то на эту визу, приближённым счётом, и продление её через фирму, нужно иметь $265. Снимая бывший в употреблении скутер за $50 в месяц, за полгода уйдёт ещё $300, бензин и ремонт дополнительно. Если человек нашёл дом за 20 млн за полгода, и живёт там, например, вчетвером (не в один нос же в целом доме жить) – ещё 375, ну даже $400 на полгода, если электричества немного прибавить. Итого, уже тысяча долларов себестоимость жизни получилась ($160/мес), если вообще ничего не кушать, не покупать ничего, питаться солцем, ничего не лечить (врачи тут ценою завышены) и почти никуда не выбираться.

Потому как если куда-то выбраться, то расходы ещё возрастут: везде возьмут деньги за парковку, и не «серибу» (1000), как на Яве, а 2-3-5 тыс., за мотобайк, или 10-15 тыс за машину, все обочины кому-то принадлежат и платные; все достопримечательности платные тоже; про еду я и умолчу, потому что кол-во денег, съедаемых разными человеками, разнятся в десятки раз. Бесплатностей на Бали совсем немного, в отношении к числу иностранцев, а если вы любите водяные удовольствия, всякие дайвинг-сёрфинг и т.п., то всё возрастает в разы. Выходит, что даже солнцееду потребуется $200 в месяц, $1200 за полгода; а ведь ещё добраться до Бали и вернуться – тоже расход.

Сравнить тут с ценами яванскими – выйдет соотношение в пользу Явы: и транспорт лучше развит, можно без машины обходиться, и еда дешевле, и домики дешевле втрое или в семь раз, но Бали выбирают всё равно, потому что там для иностранцев всё заточено, всё уже налажено – аренда машины, байка, велосипеда, дома, и даже с твоим паспортом в Австралию они сами слетают за визой новой для тебя, а до моря тут ближе, чем с Джокьякарты, оно тут чище, чем в Семаранге или Суррабайе.

И плюс вот ещё что: Бали – единственный крупный остров Индонезии, где распространён индуизм (с буддизмом немного); тут он предобладет; мусульмане и христиане составляют меньшинство. Грехи разные, в исламе не поощряемые – пьянство, курение или жевание грибов, фривольности с женщинами – всё это тут, на Бали, возможно. Австралийцы и другие иностранцы, занимающиеся перевозкой наркотиков, почему-то отлавливаются именно на Бали, а не в Бандар-Ачехе, хотя тот город тоже имеет много иностранцев. Средняя степень обнажения на Бали выше, чем на всех других виденных мной островах, и только на Бали я один раз случайно увидел совершенно голого человека – мужика, моющегося в мелкой, по колено, речке. Мотоциклисты без майки встречаются только на Бали (это свежеприехавшие иностранцы, ещё не успевшие получить солнечный ожог).

Менты и власти на Бали очень деньговместительные, и любые, почти любые нарушения, которые могут быть осуществлены иностранцем, обычно решаются деньгами, после долгих улыбок, уговоров, небольших споров и торговли о сумме. Все деньги, вложенные туристами в Бали за год, официально и неофициально, составляют миллиарды долларов, и центральное правительство оптимистично смотрит на это, позволяя местным властям и прикормившимся туристам почти всё, пока они платят за это.

Таков он, остров Бали, и если вы имеете источник доходов со стороны – сдаёте квартиру в Москве или в Сургуте, пишете программы, просто завладели некоторой сумой тысяч $ и хотите перезимовать под солнцем, где много других мистеров белых – Бали, один из таких подобных мест. Ну а если у вас не несколько тысяч, а только одна тысяча или несколько сотен $, то ехать вам нужно не на Бали а на Яву, там ваши миллионы уйдут в поддержку местного населения с наибольшей для вас и для него пользой.

Подробно о Бали я писать не намеревался – про остров много и путеводителей, и книг целых на английском, индонезийском и даже русском языках. Сделав такой краткий обзор, дополню важным ещё вот чем. Интернет тут, кто предпочитает мобильный интернет, работает почти везде, но порой с перебоями и медленно. Поэтому лицам, имеющим инет-зависимость, лучше иметь две симки разных провайдеров. Проводной интернет тоже бывает, если вы в нём нуждаетесь и поселяетесь надолго. Электричество подаётся постоянно, а вот с водой бывает напряжёнка – балийский водопровод не рассчитан на такое количество пользователей. Дурианы продают на многих улицах, по цене вполне адекватной. Валюту меняют во многих местах. Отдельного русского района на Бали нет, русские размешаны по разным уголкам острова. Международный аэропорт Денпасар-Бали приимает очень много рейсов, во все дни, кроме 21 марта, когда тут происходит «день тишины», никто не ходит по городу, не включает свет, всё закрыто, не летают самолёты и паромы тож не ходят. Автобусы с Денпасар-Бали в другие города Индонезии, на соседние острова, имеются, но довольно дорогие. Прямой самолёт Москва-Денпасар-Москва в этом году, из-за кризиса, отменили. Сам остров имеет множество достопримечательностей, дополнительно раскрученных продавцами туров, и посещать мне их не было желания.

Читатель может сам найти и выставить в комментах к этому посту пять-десять самых интересных вещей на Бали, что стоит посмотреть другим читателям, или какие-то заметки по продлению виз, что говорит ваш опыт.

Я же завершу этот короткий обзор, чтобы дать место в ЖЖ и другим наблюдениям. Благодарю Андрея с семейством, приютивших меня на Бали, и других товарищей, кто напросился к нему и к нам в гости вечером. Извиняюсь перед теми, кого не посетил: сперва, когда я спрашивал, есть ли кто на Бали и не хочет ли собрать тусовку-встречу, все молчали, а потом, перед самым моим залётом, аукнулись некоторые граждане. Было бы там какое-то центровое место, где проходят мероприятия для русских – могли бы меня позвать с лекцией, а раз такового не нашлось, так приезжайте к нам в Джокьякарту, где как раз такое центровое место, устроенное мной, уже имеется, и до 26 мая будет работать постоянно. Кто хочет у нас тут лекцию провести или просто зайти и переночевать – звоните, заходите, мы будем только рады.

Я пишу эти строки в поезде, едучи в сторону Джокьякарты – интересности, связанные на этот раз с поездом, будут мной описаны отдельно.
Tags: Бали, Индонезия, быт, визы, жизнь, цены
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments