Переправился я на Кипр, северный Кипр, считающий себя независимым государством (признали его пока только Турция, и вроде бы Абхазия). Переправа на "ракете" довольно быстрая и дорогая (отмазаться от уплаты на турецкой стороне непросто). Там, на Кипре, мне поставили бесплатный штамп, прошмонали рюкзак и выпустили на просторы города Гирне, искать нужную мне дорогу.
Карты, выпущенные европейцами, содержат только "греческие" названия, реально же всё другое, и плюс застроено дачно-курортными виллами одноетажными всех европейцев, мечтающих приобрести дом за полцены в этом ГОТе. Еле выбрался из приморской агломерации, и сменив много машин, уже в глухой темноте оказался в городке Лефке, где находится известная в узких кругах община этого шейха.
Последний водитель указал мне направление и уехал, а я нырнул в тёмный проулок. Пройдя 50 м, увидео здание, освещение, флаги зеленые и людей в остроконечных шапках и с бородами. Они сразу приветствовали меня:
- Саляму алейкум! хангри? (голоден)? - и тотчас проводили меня в столовую, где я стал осматриваться. Вызванный скоро мужик из Башкирии (городок Ишимбай) 50-летний умнейший дядька по имени Мурат ввел меня в курс дела. О чем и продолжаю.
Лефке, северный Кипр, дарга (община) шейха Назыма, председателя суфийского ордена Накшбанди.
В самой общине тусуется около 50 человек, может быть больше. Не все они живут сразу в дарге, человек 30 ночует здесь, остальные в городе, кто снимает жильё, кто дом, кто в гостинице. А из тех, кто живет, есть люди всех стран. Справа от меня в Интернет-кафе сидит какой-то ковбой, это из Англии. Другие из Испании, Аргентины, Ямайки, Сомали, Камеруна, Португалии, Франции, Бельгии, Сирии, Гаити, Пакистана, Ирана, и других стран, из каждой страны по паре или тройке человек, а еще из Турции до половины народу. Одни приезжают и уезжают, на несколько дней или на неделю, другие живут здесь месяцами, годами, кто-то и семь лет или больше. Все они приензжают сюда услышать поучения старца, шейха Назыма, которому уже 85 лет. Но самого старца так я пока и не видел. И вот почему. Подобно всем очень старым людям, он наверное не очень здоров и сильно подзадолбался от того, что к нему стекаются все люди вот уже полвека, и вот старец ушел в затвор и показывается только по пятницам. Вот жду пятницы, соответственно.
Пока же шейх не виден, а обычно он появлялся каждый день (его дом прямо пристроен к дарге, или дарга к его дому), происходит жизнь так. В пять утра побудка, и мы, спящие на втором этаже мечети, вылезаем из спальников и идем на молитву. Она продолжается час. Потом мы поднимаемся опять наверх и замечаем, что половина жильцов так и не вылезала из спальников и спит. За это не гоняют. Но к 8 утра уже нужно окончательно встать. Комендант всего колхлза, Таксин Баба, достает пылесос и пытается разбудить всех, кто дрыхнет и в нижнем этаже и в верхнем, старается их приучить к труду, чтобы хотя бы спальники убирали и пылесосили.
Мы совсем проснулись и идем в кухню, где более активный кто-то уже приготовил огромную бадью еды. Становится теплей.
-- Кто пойдет собрать оливы? Кто на оливы? -- призывает "прораб", заведующий оливами.
Все ускользают, из 40 человек едва найти 5-7 человек. Взявши ведра и лестницу, идем. Щейху принадлежит много садов и огородов, не знаю как они ему достались, может завещают ему огороды, а может дарят. Есть мандарины, апельсины, финики, оливки и другое.
Сидим, идем, собираем оливы. Огороды в 1 км от дарги, некоторые ближе. Работать никто не хочет. В основном мы с Муратом самые стахановцы. Целыми ведрами и ящиками собираем эти оливы, общаемся с другими людьми. Мурату 50 лет, он знает все восточные языки - туркский, арабский, фарси, курдский, татарский, немецкий, английский и т.д., изучает святые вещи, очень умный и широкого взгляда человек, работает переводчиком в Уфе, на нефтяной фирме, но переводить надо мало, вот он и укатился. С другими общаемся иностранцами на всех языках. Днем на молитву в мечеть, какая поближе к огороду. Вчера нам с Муратом за стахановский труд даже дали премию деньгами, опасаются что мы разбежимся.
После 15 часов в общину, там разговоры, молитвы по часу, обед и ужин, всемирный интернционал, очень интересно. Только шейха нету, и это всех смущает. Народ под домом шейха у ворот стоит, ждет может появится. По идее, он всегда каждый день появлялся. Но никто не может к нему входить без его разрешения (может только особые родственники или ближайшие последователи). Пока ознакомляюсь с его учением из книг. Об этом в следующем посте.